В современном мире, где люди все больше общаются через гаджеты, вопрос социально-эмоциональных компетенций важен как никогда. От этого зависит уровень социальной адаптации человека, его конкурентоспособности и жизнестойкости.
Я как тренер по социально-эмоциональному обучению иногда сталкиваюсь с тем, что люди спрашивают: «А зачем этому учиться? Не получается ли, что мы подталкиваем человека быть удобным, подстраивающимся под других? Не правильнее ли воспитывать лидера?»
Может ли человек быть успешным в обществе или быть хорошим лидером с неадекватной самооценкой и самоидентификацией, без эмпатии и умения понимать людей, с неконгруэнтной мимикой, с высокой конфликтностью и плохим контактом с людьми, неумением работать в команде, со стереотипным мышлением, без умения завладеть вниманием аудитории? Всё это входит в понятие социально-эмоционального интеллекта. И развитие таких компетенций позволит вашему ребенку легко адаптироваться в обществе и быть более успешным как в учебе, так и в любых отношениях.
Здесь я не буду погружать читателя глубоко в основы нейрофизиологии, скажу лишь одно – развивать нейронные связи можно и нужно. Это как научиться читать. Умение есть, а там уже хотите, читаете, а хотите, нет. А не так, что хотели бы почитать, а не можете.
Может ли человек быть успешным в обществе или быть хорошим лидером с неадекватной самооценкой и самоидентификацией, без эмпатии и умения понимать людей, с неконгруэнтной мимикой, с высокой конфликтностью и плохим контактом с людьми, неумением работать в команде, со стереотипным мышлением, без умения завладеть вниманием аудитории? Всё это входит в понятие социально-эмоционального интеллекта. И развитие таких компетенций позволит вашему ребенку легко адаптироваться в обществе и быть более успешным как в учебе, так и в любых отношениях.
Здесь я не буду погружать читателя глубоко в основы нейрофизиологии, скажу лишь одно – развивать нейронные связи можно и нужно. Это как научиться читать. Умение есть, а там уже хотите, читаете, а хотите, нет. А не так, что хотели бы почитать, а не можете.
Как же мы можем развивать эмоциональный интеллект у детей, чтобы они хотели бы этому учиться? Через игры, сказки и мультфильмы.
Игры могут быть как настольные, так и в группе или вдвоем с родителем.
Предлагаю вам несколько простых, но увлекательных игр из моей практики.
Игры могут быть как настольные, так и в группе или вдвоем с родителем.
Предлагаю вам несколько простых, но увлекательных игр из моей практики.
Игра «покажи эмоцию»
Она способствует тому, чтобы ребенок учился понимать как свои эмоции, так и эмоции других. На листах А4 рисуем основные базовые эмоции как смайлы: это радость, страх, гнев, отвращение, интерес, печаль. Переворачиваем, и каждый вытягивает свою эмоцию и изображает ее. Другой должен угадать. Можно играть втроем - мама, папа и малыш.
Игра «Театр»
Те же картинки - смайлы эмоций. Встречаются «печаль» и «радость» или «гнев» и «интерес», какой у них будет диалог? Каждый играет свою эмоцию. Нужно показывать ее мимикой, позой, говорить соответствующей интонацией.
«Рисуем свое настроение»
Это необязательно должно быть лицо или человек, это может быть что угодно: и природа, и животное, и просто орнамент красками. Важно здесь выразить свою эмоцию - и смогут ли другие понять это?
А в эту игру можно играть на прогулке.
«Как ты думаешь, какое настроение у той девочки или мальчика? Интересно, почему?» Дальше могут идти любого рода фантазии: «Возможно, она получила подарок. Он упал, и у него болит колено. Она не хочет идти домой».
Игра «Актер кино»
Попросите ребенка нахмуриться – как туча и как злой колдун; улыбнуться - как довольный котик и как хитрая лиса; разозлиться - как ребенок, у которого отобрали мороженное; испугаться - как зайка; показать уставшего папу, потом воина, который всех победил.
Примерно с 5 лет можно уже начинать обучать ребенка грамотной коммуникации.
Что отличает людей, с которыми нам приятно общаться, от других? Конечно, это улыбка, их умение нас слушать, взгляд, добрый голос, плавные жесты, вежливые слова и комплименты.
Что отличает людей, с которыми нам приятно общаться, от других? Конечно, это улыбка, их умение нас слушать, взгляд, добрый голос, плавные жесты, вежливые слова и комплименты.
В эффективной коммуникации есть такой термин, как подстройка. Когда люди симпатичны друг другу, когда есть взаимопонимание между людьми, то они как бы отзеркаливают друг друга. Хорошая подстройка способствует лучшему пониманию другого человека, а так же большему его расположению к вам.
Для развития такого умения есть игра «Я и моя тень».
Кто-то из играющих ходит и что-то делает, а другой в точности отображает все его движения. Эта игра не только полезная, но и очень веселая.
Кто-то из играющих ходит и что-то делает, а другой в точности отображает все его движения. Эта игра не только полезная, но и очень веселая.
Закончить статью хочу словами Дэниеля Гоулмана, автора книги «Эмоциональный интеллект»:
«От способности рационально мыслить зависит лишь 20% вашего жизненного успеха, остальные 80% - от эмоционального интеллекта».
Автор статьи: Обердерфер Наталья, психолог, психотерапевт, сертифицированный тренер по социально-эмоциональному обучению.